В северных широтах мы дорожим каждым солнечным деньком, так как их у нас очень мало. Вырвавшись на юг (а сейчас нам доступны ну очень «южные» страны, начиная с Греции и Турции и заканчивая Австралией), наши люди любят поваляться на пляже, с удовольствием подставляя лицо и тело прямым солнечным лучам. Фотостарение кожи, представляющее реальную угрозу в жарких странах, жителям умеренного климата кажется просто сказкой, не имеющей ничего общего с реальностью. Любители «здорового загара» обычно приводят следующие аргументы (высказывания моих пациенток):
— «загорелая кожа выглядит «здоровее», а то я после зимы очень бледная»
— «нам не хватает витамина D, а он вырабатывается под действием солнца»
— «без солнца у меня плохое настроение»
— «загар — это красиво, хочу позагорать перед свадьбой!» и т.д.
И в этих высказываниях есть доля правды. В частности, небольшие дозы ультрафиолетового излучения необходимы для жизни человека. Доказана их несомненная роль в синтезе витамина D и метаболизме кальция. Однако, по данным международных исследований, установлено, что для «достаточного» синтеза витамина D (а точнее, D3) хватает несколько минут облучения лица и рук в полуденном летнем солнечном свете два или три раза в неделю (для стран с умеренным климатом)* .
Психоэмоциональное состояние человека, действительно, во многом связано с солнечным светом: в осенне-зимний период и в пасмурную погоду у многих людей снижается настроение, а некоторые страдают депрессией. Вместе с тем, известно, что в последние 10 лет интенсивность ультрафиолетового облучения возросла на 3-10% из-за истончения озонового слоя . Это обстоятельство заставило врачей пересмотреть свое отношение к понятию «здоровый загар** . В настоящее время считается, что чрезмерное УФ-облучение опасно для кожи. Кожа, поврежденная солнечными лучами, стареет. При том большинство признаков, ассоциируемых у нас с «плохим» состоянием кожи лица (морщины, пигментация, сухость, «сосудистые звездочки») являются результатом «накопительного» воздействия солнечного света, полученного в течение жизни. Наглядным примером служат фотографии**
Влияние фототипа кожи по Фицпатрику*** на темп старения кожи хорошо изучен: для фототипов IV (оливковая кожа, солнечный ожог редко, всегда загорает) и III (белая кожа, иногда легкий ожог, всегда загорает) суммарный показатель старения был ниже соответствующего биологического возраста, а для фототипов II (белая кожа, обычно солнечный ожог, иногда загорает) и I (кельтский, белая кожа, всегда солнечный ожог, никогда не загорает), наоборот, этот показатель выше биологического возраста, что свидетельствует об ускорении старения кожи. Очевидно, что блондины более подвержены фотостарению, чем брюнеты.
Помимо влияния на старение кожи, ультрафиолетовое облучение является канцерогеном* , считается одним из основных «провокаторов» самой злокачественной опухоли кожи — меланомы. Но это уже совсем другая история.